Почему Жусуп Копеев скрывался в Ташкенте?

Жусуп Копеев был известным мыслителем XIX века, собирателем устного народного творчества казахского народа. Пользуясь большой популярностью в народе, он получил имя «Машхур», что в переводе с арабского языка означает «славный, известный, достойный». Однако со стороны царских властей его труды, посвященные социальному неравенству, вызывали острую негативную реакцию.

Машхур Жусуп Копеев родился в 1858 году, обучался в аульной школе. В 1870 году учился в Бухарском медресе хазрета Камара, после чего он едет в другие районы Северного и Центрального Казахстана, чтобы собирать произведения устного народного творчества.

В течении этой поездки он посетил известные всему Казахстану места: Караоткел, Атбасар, Кызылжар, ознакомился с жизнью, бытом и фольклором родов и племен, населявших эти края. Уже тогда он показал себя вдумчивым и наблюдательным поэтом, умеющим точно охарактеризовать и передать увиденные события и явления жизни.

В 1872 г. Машхур Жусуп поступил в медресе Кокельдаш в Бухаре и получил по его окончании высшее по тем временам мусульманское духовное образование. С 1875 года работал учителем в ауле, активно занимался публицистической деятельностью. Его статьи, очерки, информации периодически печатались в газете «Дала уалаяты» и журнале «Айкап». В 1887 – 1890 годах побывал в Самарканде, Бухаре, Ташкенте, Туркестане и других городах с целью знакомства с жизнью, культурой и бытом народов Средней Азии.

Знакомство с русским востоковедом-тюркологом, этнографом В. В. Радловым повлияло на формирование интересов Машхура Жусупа как собирателя казахского фольклора. Им собрано и опубликовано множество образцов устного народного творчества казахов.

В 1907 году в Казани в издательстве Хусаиновых вышли поэтические сборники Машхура Жусупа «Опыт, накопленный жизнью», «Положение» и книга прозы «Кому принадлежит Сарыарка», которая вызвала острую реакцию государства. Почти весь тираж крамольной литературы изъяли, автора занесли в список политически неблагонадежных, пришлось на время скрыться в Ташкенте, чтобы не угодить за решетку. В этих произведениях автор затрагивает проблематику социального неравенства, свободы просвещения и свободы слова.

Показательными являются стихотворения «Воздавая должное науке», «О сегодняшнем занятии казахов», «Повсюду я спутницу жизни искал», «Письмо», «Матери» и другие.

жусуп копеев

В традициях устного творчества написаны дастаны «Торг чертей», «Ястреб и соловей», «Старик и двое молодых» и другие. Хорошее знание арабского и персидского языков позволило Машхуру Жусупу глубоко изучить поэзии Востока, а также создать по восточным мотивам дастаны «Гульшат-Шеризат», «Гибрат-нама», «Баян-нама» и другие. Записанные им из устных народных сказителей произведений Бухара жырау, Котеша, Шортанбая, Шоже, стихотворения Абая, С. Торайгырова стали богатым материалом для фольклористов, историков, литературоведов.

В настоящее время творческое наследие Махшура Жусупа Копеева занимает достойное место в литературе и обществе Казахстана. Так, при Павлодарском государственном университете имени С.Торайгырова в 2004 году открыт центр изучения Машхур-Жусупа.

Жусуп Копеев захоронен на территории Этнографо-археологического комплекса Акколь-Жайылма. Здесь же расположены зираты потомков первых миссионеров ислама в Павлодарской области Исабек ишана Хазрет.

К слову, Акколь-Жайылма расположен в 14 км от села Акколь в междуречье Оленты и Шидерты (нижнее течение) и охватывает территории сельской зоны города Экибастуза и Актогайского района. В этой местности не один год ведутся археологические изыскания. По словам директора научного центра археолого-этнологических и палеонтологических исследований ПГПИ Тимура Смагулова, уже первые раскопки, проведенные здесь, стали приносить сенсационные результаты.

Так, в 2004 году на берегу озера Акколь (Аулиеколь) в 2-х км от населенного пункта Каражар внутри древнего казахского кладбища были обнаружены останки 2-х средневековых мавзолеев. Все данные подтверждают, что Акколь-Жайылма был одним из древних и средневековых политических центров Великой Степи, в Золотоордынский период являлся политическим и культовым центром Улуса, правителями которого были потомки Чингизхана из династии Шибанидов.

Именно здесь находились ставки скифских правителей, гунских вождей и золотоордынских, шайбанидских ханов. Здесь же для удобства паломников построены намазхана, гостевой дом и столовая.

Сейчас мавзолей Машһур-Жусип Копейулы и городище Аккол-Жайылма вошли в список 100 сакральных объектов Казахстана от Павлодарской области.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *