Биржан сал (1831 – 1894 гг.) — один из ярких представителей устной музыкальной традиции казахского народа. Обладая выдающимися вокальными данными, и мастерски играя на домбре, Биржан обрел широкую известность в народе. Он впервые создал самостоятельный кочующий театр, объединив вокруг себя творческую молодежь.
Биржан родился в Енбекшильдерском районе ныне Акмолинской области, в ауле Кожагул. С юношеских лет увлекался пением, и скоро красивый голос и блестящий импровизаторский дар сделали его желанным гостем в каждом ауле. Слава Биржана разнеслась по всему Казахстану, что и определило его дальнейший жизненный путь. Биржан происходил из зажиточной семьи, но вопреки настояниям родных заняться общепринятыми делами, избрал для себя беспокойную и изменчивую судьбу профессионального певца.
Он создал неповторимые музыкально-поэтические произведения, много ездил по аулам, участвовал во многих состязаниях. Собрав вокруг себя талантливую молодежь, поэт создал самостоятельный кочевой театр. Поэты, путешествуя по аулам, поднимали дух и настроение людей, исполняя свои произведения то в одиночку, то дуэтом и даже хором.
Основное место в творчестве Биржана занимает тема любви. Ей посвящены песни: «Айтбай», «Гашыгым», «Гашык жыр», «Жамбас сипар» и др., наполненные высокими чувствами, переживаниями, искренностью и неподдельным лиризмом.
Песни Биржана подняли национальное песенное искусство на более высокий уровень, внесли разнообразие и оригинальный художественный стиль в исполнение песен и айтысов. Жизнь творчество Биржана легли в основу одной из лучших казахских опер «Биржан и Сара». В ней широко использованы его песни.
Народ, высоко оценивший поэтико-музыкальную одаренность Биржана, дал ему дополнительное имя — сал. Биржан сал оставил после себя известных учеников, таких как Акан сери Корамсаулы, Жаяу Муса Байжанов, Асет Найманбаев, Балуан Шолак Баймурзин, Доскей Алимбаев, Култума Сармуратов.
В 1950 году на могиле Биржан-сала сооружен обелиск, в 1994 произведена реконструкция. Территория всего комплекса вымощена квадратными бетонными плитами, ограждена низкой ажурной оградой. После реконструкции вместо обелиска на цельном прямоугольном в сечении блоке из красного гранита установлен бюст Биржан сала в национальной одежде, правая рука прижата к сердцу, левой он держит домбру. Это место паломничества традиционных исполнителей, музыкантов-импровизаторов, акынов.
Мемориально-культовый комплекс на могиле Биржан сала в Енбекшильдерском районе предложен для включения в сакральную карту Казахстана от Акмолинской области.