Почему в Сайраме боятся услышать плач верблюдицы

Почему в Сайраме боятся услышать плач верблюдицы
«Белый дом» Абылай хана
Как погиб Жошы хан?
Сунак – проповедник ислама в тюркских степях
Почему Жусуп Копеев скрывался в Ташкенте?

Одно из народных преданий древнего города Сайрама, связанного с личностью святого Боздак.

Одним из многих, причисленных к сану святых выходцев из Сайрама, был Камаллидин Байзави, который жил в 12 веке. Он считался очень просвященным и образованным человеком, знатоком исламской религии.

Мавзолей святого Боздак расположен на горном склоне к югу от Сайрама. Сейчас под влиянием природных стихий часть каменной кладки в основании мазара отвалилась.

К сожалению, о нем сохранилось очень мало сведений.Но известно одно стариное предание, которое передается в древнем городе Сайрам из поколения в поколение.

В народе ходит поверье, что если сайрамской округе будет угрожать какая-либо опасность, святой встанет из могилы и издает плач, подобный крику верблюдице, потерявшей верблюжонка.Вот почему это старца прозвали Боздак (от слова «боздау» — реветь).

По рассказам местных старцев, когда началась Великая отечественная война в июне 1941 года многим чудился плачущий голос святого предка.

Древний город Сайрам (Исфиджаб) в IX-X веках был сооружен в виде военного укрепления. Это был один из красивейших городов Востока, прозванный Белым городом, который был буквально стерт с лица земли воинами хорезмшаха Мухаммада. Спустя несколько столетий на его месте появляются крепостные стены, рвы, однако, после Джунгарского нашествия в 1684 году, Исфиджаб был вновь разрушен до основания. От него остались лишь развалины, напоминающие о былых крепостных стенах и бастионах.

Исфиджаб считался отправной точкой на казахском отрезке Великого Шелкового пути. Здесь свои собственные караван-сараи имели купцы из Бухары, Мерва и Самарканда. Город населяли, в основном, ремесленники. Но главным экспортным товаром исфиджабцев были ткани, которые в больших количествах закупали кочевники. Огромным спросом пользовались здешние кошмы.

Исторической реликвией города является минарет мечети Базалак-ата, относящийся к XII веку, два мавзолея, связанные с именем Ходжи Ахмеда Яссави, культовые сооружения, построенные после Джунгарского нашествия.

Фото «Сырдарьинская область. Кишлак Сайрам. Местность Базар». Фотография входит в этнографическую часть «Туркестанского альбома», источник  www.wdl.org.

COMMENTS