Существует несколько легенд, связанных с названием мавзолея Абат-Байтак. Самой распространенной является та, в которой говорится о том, что здесь похоронен сын известного казахского философа-утописта Асана-кайгы – батыр Абат.
По той же легенде, батыр Абат защищал родные земли от набегов калмыков, и сумел в честной борьбе одолеть калмыцкого хана. В результате Абат смог вернуть своим сородичам часть захваченных во время набегов калмыками земель.
Говорят еще, что после сражения с Абат-батыром калмыки больше не решались нападать на казахов. В той же легенде говорится, что после смерти батыра на месте его гибели население возвело мавзолей всего за три дня. Поэтому к названию «Абат» добавилось и «Байтак», что означает «всенародный», «всем миром».
Мавзолей Абат-Байтак находится в 12 км к югу от поселка Талдысай Хобдинского района Актюбинской области на берегу реки Хобда. Абат-Байтак является одним из памятников мемориально-культового зодчества мавзолей ХIV-ХVвв. Специалист культового зодчества С.Ажигали в своей классификации казахстанских мавзолеев относит Абат-Байтак к портально-купольным, «шатровым мавзолеям» с двойным покрытием.
По архитектурно-стилевым признакам к этому мавзолею подходят мавзолеи ХII в. из Куня-Ургенча — мавзолей хорезмшаха Иль-Арслана (Фахр-ад-дин Рази) и мавзолей хорезмшаха Текеша; мавзолей Кок-Кесене в Сыгнаке (ХV в., ныне мавзолей не существует); Кэшэне (ХIV — ХV вв.) в Башкирии (известное в литературе под названиями «Мавзолей Тура-хана», «Дом суда»); Кесене (ХIV — ХV вв.) в Челябинской области России (ныне отреставрирован).
Следует также отметить аналогичные образцы портально-шатровых усыпальниц на Северном Кавказе близ г.Маджары. Все эти мавзолеи датируются золотоордынским периодом и строились, видимо, во времена активного внедрения мусульманства в погребальные традиции (например, мавзолеи Рабии Султан Бегим, Бабаджа-Хатун, Айша-Биби и т.д.).
Мавзолей Абат — Байтак вошел в список 100 сакральных объектов Казахстана от Актюбинской области.