В некрополе Сисем ата находятся 30 мавзолеев батыров, биев рода адай

В некрополе Сисем ата находятся 30 мавзолеев батыров, биев рода адай
«При кочёвке будьте рядом, пусть дым из ваших домов вьются прямо» — Толегетай баба о единстве народа
Сунак – проповедник ислама в тюркских степях
Вознесенский собор и Храм Христа Спасителя вошли в сакральную карту
Колодец неуязвимого Укаша

В некрополе Сисем ата на Устюрте находятся 30 купольных мавзолеев. Это захоронения батыров, биев, стоявших во главе первых переселений рода адай в Мангыстау.

Это мавзолеи таким народным героям, как Тулеп батыр, Конай батыр, Суюнкара батыр, боровшимся против хивинских ханов и других завоевателей. Здесь захоронены виднейшие личности рода адай: Есекмерген из подрода тиней, кунанорыс Лабак, кенже Конай, есен Сейт, байымбет Анет, жары Суйнкара, жанай Кожаназар (прадед Абиша Кекильбаева). История некрополя берет начало с очень давних времен.

В некрополе используются самые искусные приемы зодчества, выработанные веками строительной деятельности коренного народа. На некоторых кулпытасах некрополя Сисем ата XX века, установленных над женскими погребениями, изображены прически из множества кос с подвешенными к ним украшениями-оберегами. Кулпытасы на могилах мужчин несут барельефные изображения боевого пояса, ремесленных орудий, нередко боевого коня и, конечно, оружия.

На древних кулпытасах можно увидеть кинжалы, топоры-балта, луки, стрелы; на более поздних – шомпольные ружья-мултуки, а также луки и топоры.

Стоит отметить, что на Сисем ата сохранились сагана, наружные стены которых покрыты рельефными изображениями живых существ. В одном случае – это лучник в высоком головном уборе, натягивающий лук, в другом – лошади и боевое оружие. Эти сагана, датируемые XIV — XV веками, крайне интересны: ведь изображения человека на погребальных памятниках Устюрта и Мангышлака очень редки.

В свою очередь, наиболее ранний мавзолей некрополя Сисем ата сложен из каменных плит, имеет внушительные размеры и выглядит весьма архаично. По кладке, размерам и пропорциям он аналогичен мавзолею Домбаул в Карагандинской области Казахстана. Последний датируется IX – XIII веками. Возможно, для могильника Сисем ата эта дата слишком занижена, поскольку большинство исследователей истории архитектуры относит наиболее раннюю группу сооружений этого кладбища к XIV веку.

В настоящее время некрополь Сисем ата вошел в список 100 сакральных объектов Казахстана от Мангистауской области.

COMMENTS